29.08.2022, 09:52 | |
Консультация для родителей "Логопедические шифровки или разбираемся в логопедических заключениях"
«Мама, а нас сегодня смотрела тетя логопед…». Эта фраза знакома родителям детей, посещающих обычный детский сад. Особенно старшую и подготовительную группу. Почему особое внимание логопед в детском саду уделяет именно этим возрастным группам? Потому что в младших группах детского сада, как правило, встречается физиологическое (возрастное) нарушение звукопроизношения, которое при нормальных условиях, с улучшением работы органов речи (речеслухового и речедвигательного анализаторов) и когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи, самостоятельно изживаются. Обследование устной речи детей логопед в детском саду проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После диагностики логопед в детском саду отбирает тех, с кем будет проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение года или шести месяцев (в зависимости от речевого нарушения). В мае проводится контроль коррекционной работы. — Вот Вам тут логопед направление оставил… А это уже слова воспитателя, передающего родителям маленький листочек, на котором в графе логопедическое заключение… Да, да, настоящая ШИФРОВКА! И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову. — Что с моим ребенком? — Почему они не пишут по-человечески? — Куда с этим кошмаром бежать? Без паники! На самом деле в логопедических заключениях нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами. Итак… Попробуем расшифровать все, что написал логопед в детском саду: ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Такие расстройства могут проявляться:
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т). Чаще всего нарушаются:
Дошкольников с ФНР логопед в детском саду как правило берет на занятия полгода. ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие). Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие ряда причин, оказывается нарушенным или несформированным. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
Основные проявления, характеризующие ФФН:
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными). Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года. ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связнаой речи – умение рассказывать и пересказывать. Для детей с ОНР характерно:
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев. Детям с ОНР логопед рекомендует перевестись в детский сад где есть логопедические группы. В условиях обычного общеобразовательного детского сада ОНР полностью не исправляется. Вот и все, что скрывают таинственные заключения детского логопеда. Поэтому не надо ничего бояться, а необходимо сходить по направлению логопеда на Психолого-Медико-Педагогическую комиссию, специалисты которой определят уровень недоразвития речи Вашего ребенка и дадут рекомендации по ее оптимальному улучшению. И тогда родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно будет спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать… Желаем удачи в борьбе с трудными, неправильными и вредными звуками!
Консультацию подготовила учитель – логопед Белобородова Н.В. | |
| |
Просмотров: 187 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |